0%
logo

Сознание супервентно на мозге. Что это значит?

13 июня, 2018

Большинство исследователей сознания разделяют представление, согласно которому сознание супервентно на мозге. Но что такое супервентность? Этому посвящен наш материал.

Обычно говорят, что сознание супервентно на мозге. В первую очередь это означает, что сознание зависимо от мозга и что физические свойства мозга первичны по отношению к свойствам сознания, определяют их («свойство» в данном случае — широкое понятие, вместо него можно использовать понятие «событие» или «состояние»; это не так важно для настоящих целей, поэтому будем пользоваться «свойствами»). Подчеркнем, что идея супервентных отношений может разделяться сторонниками самых разных теорий сознания. Это ясно из определения.


Свойства сознания супервентны на мозге, если:


  1. Не может быть двух мозгов, идентичных по всем своим физическим свойствам, но различающихся по своим ментальным свойствам;
  2. Изменение ментальных свойств мозга невозможно без изменения его физических свойств.

Из этого определения следует, что мозг выполняет важную роль в продуцировании сознания. Однако каковы отношения сознания и мозга, тезис супервентности не конкретизирует. Поэтому он может быть совместим как с позицией т.н. теоретиков тождества (предполагающей тождество сознания и мозга), так и с утверждением, что мозг реализует сознание (этой позиции придерживаются функционалисты), и даже с эмерджентизмом (сторонники этой точки зрения считают, что сознание — это эмерджентная сущность).


Возникает ощущение, что тезис супервентности слишком всеяден, раз совместим с большим количеством теорий. Но это не так. Принятие тезиса супервентности исключает такие теории сознания, которые нарушают принцип каузальной замкнутости физического. Несмотря на пугающее название, этот принцип означает всего лишь то, что физические события в качестве своих причин могут иметь только физические события и никакие другие. Принятие этого принципа можно коротко пояснить двумя соображениями:


  1. Нет необходимости в допущении нефизических причин у физических событий;
  2. Для причинного взаимодействия требуется пространственное сопряжение. Нефизические причины не обладают пространственными характеристиками (иначе они были бы физическими), поэтому у физических событий не может быть нефизических причин.

Надо сразу оговориться, что эту точку зрения разделяет подавляющее число исследователей, но, конечно, есть и те, кто пытается отрицать данные положения. Тем не менее, из уже сказанного должно стать ясно, почему супервентность иногда называют концепцией «минимального физикализма»:


  1. «Минимального» — потому что супервентность совместима с целым веером теорий и не дает определенного решения проблемы сознание-тело;
  2. «Физикализма» — потому что подчеркивает первичную роль физических свойств мозга в продуцировании сознания.

Однако не стоит делать поспешных выводов, этот «минимальный физикализм» не равен материализму.


На данный момент существует много видов супервентных отношений. Самый обсуждаемый из них — логическая супервентность. Это самый сильный вид супервентности; согласно ему свойства мозга полностью и жестко определяют свойства сознания. Если вы принимаете логическую супервентность, то фактически признаете истинность материализма — взгляда, согласно которому свойства сознания исчерпываются физическими свойствами мозга. Поэтому в настоящее время дебаты о физической или нефизической природе сознания напрямую связаны с логической супервентностью. Чтобы не усложнять, не будем вдаваться в терминологические детали, так как обзор видов супервентности —  это слишком техническая тема.


Главным критиком тезиса логической супервентности считается Дэвид Чалмерс (именно в его работе «Сознающий ум» вы можете найти довольно подробный обзор видов супервентности). При помощи специального аргумента представимости (или «зомби», как его называют) Чалмерс пытается показать, что сознание не исчерпывается свойствами мозга, и мы должны искать иной путь объяснения сознания.


Другой, уже российский, специалист Вадим Васильев солидарен с Чалмерсом в этом вопросе, но идёт дальше, пытаясь подорвать убеждение, относящееся к ещё одному виду супервентности — локальной супервентности. Об этом вы можете прочитать в его книге «Сознание и вещи».


Однако оба этих мыслителя, как и подавляющее число исследователей сознания, разделяют тезис супервентности в том или ином виде.


На этом наше короткое введение завершается, и мы предлагаем вам самостоятельно поразмышлять над материалом. Надеемся, что он оказался вам полезен, и в дальнейшем вы не будете испытывать мистический трепет, встретив где-нибудь термин «супервентность».

Ещё на эту тему

Научные семинары

Сознание, мозг и свобода воли. Научный семинар Центра исследования сознания

Семинар был посвящен книге известного оксфордского философа Ричарда Суинберна «Сознание, мозг и свобода воли». Суинберн по современным меркам занимает непопулярную позицию, отстаивая субстанциальный д...
Май 2018
Лекции

Конференция о проблеме тождества личности. Записи докладов

Проблема тождества личности является одной из самых обсуждаемых в современной философии. Она включает в себя вопросы о Я, личности, ее тождестве во времени и единстве. 17 мая 2018 года на философском ...
Май 2018