0%
logo

Требование внимания для моральной ответствен­ности

23 Марта, 2023

Беседин А.П.
Философский журнал | Philosophy Journal. 2023. Т. 16. № 1. С. 146-159.


Статья посвящена исследованию эпистемического условия моральной ответствен­ности. Эпистемическое условие понимается в диспозициональной форме: возложе­ние ответственности уместно только в том случае, если агент находился в эписте­мической позиции, подходящей для получения релевантного для моральной ответ­ственности знания. Выбор диспозициональной трактовки эпистемического условия обосновывается при помощи четырех мысленных экспериментов, показывающих неудовлетворительность актуалистского понимания этого условия. Главный вопрос статьи касается того, какой именно должна быть эта эпистемическая позиция. В статье приводится критика понятия ответственности со стороны Н. Леви, предпо­лагающая, что мы никогда не оказываемся в эпистемической позиции, требуемой для моральной ответственности. Кратко рассматриваются две линии ответа на кри­тику Леви: подход обоснованности ожиданий и атрибутивистский подход. При по­мощи анализа мысленного эксперимента выявляется условие базового знания мо­рально значимой ситуации, при дальнейшем анализе которого открывается требова­ние внимания как условие моральной ответственности. Под вниманием понимается способность перенаправлять свои когнитивные ресурсы на разные задачи. Далее демонстрируется моральное значение внимания: исследуется невнимательность как извиняющий фактор, показывается связь внимания и таких феноменов моральной жизни, как забота и уважение. В статье показано, что требование внимания предпо­лагает наличие определенного контроля над вниманием. Делается вывод о том, что введение требования внимания дает ответ на критику Леви, которая предполагает, что у нас нет контроля над психологическими состояниями, ведущими к действиям. Это не так, поскольку контроль над вниманием выполняет эту функцию. В заключе­нии обсуждаются перспективы дальнейших исследований: изучение понятия кон­троля над вниманием, связи моральной ответственности и сознания и рассмотрение требования внимания в контексте эпистемологии добродетелей.