0%
logo

Теистическая метафизика «Алкифрона» Джорджа Беркли

2 Января, 2023

Беседин А.П.
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2022. Вып. 104. С. 86-103.


Статья посвящена философии Джорджа Беркли 1730 годов — периода, редко освещаемого в исследовательской литературе. В статье выдвигаются тезисы о том, что, во-первых, в «Алкифроне» (в частности, в диалогах IV и VII) Беркли предлагает новую по сравнению с имматериализмом метафизику, которую можно, используя терминологию П.Ф. Стросона, охарактеризовать как дескриптивную. Во-вторых, что в системе сочинений Беркли «Алкифрон» должен занимать первое место — место введения. Данные тезисы обосновываются при помощи анализа аргумента в пользу существования христианского Бога, представленного в четвертом диалоге. В статье показывается, что данный аргумент, который рассматривается большинством исследователей лишь как правдоподобный, может быть усилен через обращение к содержанию седьмого диалога. Анализ седьмого диалога показывает важность так называемых естественных понятий для аргументации Беркли в «Алкифроне». Естественные понятия принимаются нами без какого бы то ни было теоретического обоснования, они укоренены в человеческой природе. К таким естественным понятиям относится понятие ответственности. Оно связано с множеством других понятий, характеризующих наше отношение к действиям свободных агентов (например, с понятиями вина и заслуга). Наши реакции на действия людей подобны реакциям на явленный нам в природе язык Творца (только в случае с Богом мы проявляем почитание, основанное на восхищении природой). Естественные понятия лежат в основе дескриптивной метафизики Беркли, основная идея которой состоит в том, что мы не можем не рассматривать явления как результат действий множества свободных рациональных агентов (конечных и бесконечного). Это обосновывается при помощи трансцендентального аргумента: условием существования общества является вера в естественные понятия; общество существует и является естественным состоянием для человека; следовательно, мы верим в естественные понятия. Использование именно трансцендентальной аргументации говорит в пользу признания метафизики «Алкифрона» дескриптивной.