0%
logo

«Кабинетная философия и экспериментальные исследования сознания»

2 Мая, 2021

Доклад В.В. Васильева в ИФ РАН на заседании семинара «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху»


Тезисы доклада:

Мы живем во времена кризиса кабинетной философии. Ее главным инструментом традиционно был концептуальный анализ. Концептуальный анализ трактовался как процедура, проясняющая имеющиеся у людей понятия. Результаты такого анализа должны были фиксироваться в аналитических суждениях. Однако в середине XX в. У. Куайн подорвал уверенность в существовании нетривиальных аналитических суждений. Многочисленные последователи Куайна стали говорить о необходимости сближения философских методов с методами экспериментальных наук. В новейшие времена эта тенденция еще более усилилась вследствие распространения идей "экспериментальной философии". И хотя некоторые авторы, и прежде всего Т. Уильямсон, пытаются защищать идеалы кабинетной философии, они не связывают ее будущее с концептуальным анализом. Можно, однако, утверждать, что при таком подходе их философия останется кабинетной лишь на словах. Последователи Куайна, такие как Д. Деннет, говорят, что, если кабинетная философия должна быть такой, как у Уильямсона, то они - кабинетные философы. Не исключено, что ее подлинное возрождение может быть связано лишь с реформированием концептуального анализа. Концептуальный анализ в старом понимании действительно заслуживал критики. И дело даже не в возражениях Куайна (на которые можно ответить), а в том, что в изначальном виде он был поверхностной процедурой, слишком тесно связанной со словами и их употреблением. Углубление концептуального анализа можно попробовать произвести, переходя на уровень концептуальных схем, сопряженных с такими "естественными убеждениями" людей, как убеждение в существовании физической реальности за пределами их ощущений, убеждение в существовании причин происходящего, убеждение в наличии сознаний у других людей или убеждение в соответствии прошлого и будущего опыта. Проясняя подобные убеждения и их соотношение, мы можем выйти к представлению о том, при каких онтологических допущениях относительно природы сознания и его отношения к физической реальности эти наши естественные убеждения могут составлять когерентное, непротиворечивое целое. На этом пути можно развивать кабинетную философию сознания, которая будет относительно независима от экспериментальных исследований сознания и дополнять их.