Зомби в философии — это существо, идентичное нам по всем физическим и функциональным параметрам, но не обладающее сознанием. Возможность зомби ведет к ложности физикализма.
Аргумент зомби является главным возражением против физикализма — позиции, согласно которой фундаментальными онтологическими сущностями и отношениями являются физические, остальные же, включая сознание, лишь производны или, говоря техническим языком, супервентны на них. Часть философов во главе с Дэвидом Чалмерсом считают, что сознание не исчерпывается совокупностью физических и функциональных состояний, так как можно представить себе существо, которое будет тождественно нам во всех этих отношениях, но не будет обладать феноменальным сознанием. Это существо и называется «философский зомби». В обычной жизни мы не приписываем сознания домашним компьютерам, но чем в принципе от компьютера отличается мозг? В сущности, мозг — это материальный носитель, на котором реализуются те или иные алгоритмы. Нет ничего противоречивого в том, чтобы утверждать, что реализация какого бы то ни было алгоритма или физического процесса может происходить и происходит без феноменального довеска. Физические и функциональные состояния в определенной степени самодостаточны, поэтому и можно говорить о возможности зомби, который является идеальным дупликатом человека в физическом и функциональном отношении. А если зомби возможен, тогда феноменальное сознание становится словно необъяснимым. Это приводит нас в итоге к тому, что называется «Трудной проблемой сознания»: почему процессы в мозге сопровождаются феноменальным сознанием? Почему процессы переработки информации в мозге не происходят «в темноте»?
Эту тему обсуждают Дмитрий Иванов и Владимир Спиридонов в рамках совместного с Постнаукой проекта «Философия сознания от А до Я».